Детский сад №299, г. Ростов-на-Дону, Иванова Марина Андреевна
«Развитие мелкой моторики для детей 2–3 лет».Консультация для родителей
Понятие «мелкая моторика» обозначает точные двигательные способности рук. Нормальное развитие речи ребенка очень тесно связано с развитием движений пальцев рук. Поскольку с возрастом ребенку потребуется точная, координированная работа кистей и пальцев, например, чтобы рисовать или одеваться, то развитию навыков мелкой моторики необходимо уделять много внимания Работа по развитию мелкой моторики рук должна начаться задолго до поступления ребёнка в школу. Родители и мы, воспитатели, уделяя должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений рук, решаем сразу две задачи: • косвенным образом влияем на общее интеллектуальное развитие ребёнка; • готовим к овладению навыком письма. Обычно ребёнок с развитой мелкой моторикой умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Работу по развитию мелкой моторики рук нужно вести с самого раннего возраста и регулярно: • Уже в младенчестве можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. • В раннем и младшем дошкольном возрасте полезно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом На базе детского сада мы разучиваем огромное количество пальчиковых игр, соответствующие определенной текущей теме или сезону. 1. Старайтесь, чтобы в игры вовлекались все пальчики (особенно безымянный и мизинчик – они самые ленивые) . 2. Обязательно чередуйте три типа движений: сжатие; растяжение; расслабление. Раз, два, три, четыре, пять Вышли пальчики гулять Этот пальчик в лес пошел Этот пальчик гриб нашел Этот пальчик чистить стал. Этот пальчик жарить стал. Ну, а этот только ел От того и потолстел! Мышка в норку пробралась, (Делаем двумя ручками крадущиеся движения) На замочек заперлась. (Слегка покачиваем скрещенными в замок пальчиками) В дырочку она глядит, (Делаем пальчиками колечко) На заборе кот сидит! (Прикладываем ручки к голове как ушки и шевелим пальчиками) На самом деле, таких игр множество. Их можно найти сотнями в интернете. Есть различные иллюстрированные пособия с пальчиковыми играми. Упражнения для пальчиковой гимнастики подбираются с учетом возраста ребенка. Дети в возрасте 2 - 3 лет выполняют: • энергичные движения кистями рук (месим тесто, забиваем гвоздик). Например, упражнение "Капустка". Мы капусту рубим-рубим, Мы морковку трем-трем, Мы капусту солим-солим, Мы капусту жмем-жмем. "Зайка" Ушки длинные у зайки, из кустов они торчат. Он и прыгает и скачет, веселит своих зайчат. "Коза" У козы торчат рога, Может забодать она. • составление простых фигур из пальцев и ладоней (колечко, ковшик) ; • игры с участием двух рук (домик, ворота, замок, очки, цепочка). "Замок" На двери висит замок. (соединить пальцы обеих рук в замок) Кто его открыть бы мог? (пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны) Постучали, (не расцепляя пальцы, постучать ладонями друг о друга) Покрутили, (покрутить сцепленные руки в запястьях) Потянули (пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны) И открыли. (расцепить пальцы) "Домик" На поляне дом стоит, Ну а к дому путь закрыт. Мы ворота открываем, В домик всех вас приглашаем. "Шарик" Надуваем быстро шарик. Он становится большой. Вдруг шар лопнул, воздух вышел Стал он тонкий и худой. (Все пальчики обеих рук в "щепотке"" и соприкасаются кончиками. В этом положении дуем на них, при этом пальчики принимают форму шара. Воздух "выходит", и пальчики принимают исходное положение). Также, для развития мелкой моторики существуют и другие формы развития, их можно применять и дома. Вообще, без специальной подготовки такие игры организовать трудно. В саду представлены очень многие формы по развитию мелкой моторики, так как в этом возрасте это является ведущим видом деятельности пальчиковая гимнастика – шнуровка; игры с конструктором, мозаикой; лепка из пластилина; пазлы вкладыши сматывание цветных ниток в клубочки; кнопки прищепки молнии пуговицы и тд. Сегодня на прилавках магазинов достаточно игр на развитие мелкой моторики рук (шнуровки, сенсорное панно, наборы тканевых образцов различной фактуры) . Эти игры: • развивают мелкую моторику рук; • развивают пространственное ориентирование, способствуют усвоению понятий: вверху, внизу, справа, слева; • формируют навыки шнуровки; • способствуют развитию речи; • развивают творческие способности; • косвенно готовят руку к письму и развивают усидчивость. Как еще активизировать пальчики 1. Дайте газету, листы бумаги – пусть рвет (только следите, чтоб в рот не отправлял эти «куски») . 2. Нанизайте на крепкую нитку крупные пуговицы – пусть перебирает. 3. Дайте деревянные бусы, счеты, пирамидки. 4. Нарисуйте на пластмассовых пробках мордочки, наденьте на пальцы. У вас получится пальчиковый театр. Это только малая толика тех игр и занятий, которыми можно увлечь ребенка и с пользой провести время. 14 августа 2020 в 10:07
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.