Детский сад №299, г. Ростов-на-Дону, Иванова Марина Андреевна
«Здравствуй детский сад!!!» Консультация для родителейПо достижении ребёнком определённого возраста родители сталкиваются с необходимостью отдать его в детский сад. Редко какие дети легко и быстро вливаются в новый коллектив. Чаще всего происходит длительное, а порой и болезненное привыкание к совершенно не знакомым условия и людям. Родители в это время нервничают, переживают и мучаются угрызениями совести, а не слишком ли рано они это сделали. Как сделать так, чтобы адаптация в детском саду проходила сглажено, без серьёзных проблем и психологических травм для всех участников процесса? Общая информация Адаптация — привыкание к новым условиям существования. Именно это происходит с ребёнком, когда его буквально вырывают из родной домашней уютной обстановки и начинают водить в детский сад. По ощущениям (с его точки зрения) это то же самое, как если бы человек попал на другую планету. Стресс вызывает буквально всё: отсутствие близких людей рядом (особенно мамы); необходимость соблюдать новый режим дня: есть — строго по часам, и уже не попросишь у мамы мишку Барни или ФрутоНяню, когда захочется; наличие большого количества кричащих, шумных, дерущихся детей рядом, с которыми почему-то надо делиться игрушками и соблюдать их правила игры; отсутствие того пласта внимания, которое ему уделялось раньше: ведь тётеньке воспитательнице нужно следить сразу за всеми; новые правила, которые требуют неукоснительного выполнения: убрать за собой игрушки, помыть руки, не шуметь во время сна, ходить парами и т. д.Вот так, буквально в один миг, жизнь меняется коренным образом. И привыкнуть к этому в одно мгновение невозможно. Поэтому адаптация к детскому саду — длительный и многоступенчатый процесс. Он потребует огромного терпения от родителей и немалых усилий со стороны ребёнка. Чтобы снизить стресс и помочь ему как можно быстрее преодолеть этот сложный период, задумываться об этом вопросе следует задолго до того, как он перешагнёт порог группы. Реакция Согласно статистике, только 1% малышей при поступлении в детский сад ведёт себя так, словно в его жизни ничего не изменилось. У всех остальных наблюдаются определённые реакции в зависимости от того, какая из сфер является их слабым звеном. Существуют разные виды адаптации, и с каждой из них приходится справляться. Физиологическая Приспособление маленького организма к изменившимся условиям: новому режиму дня (который категорически нельзя нарушать), другой пище, инфекционным атакам на иммунитет (пришёл кто-то с насморком — на следующий день заболела вся группа). Поэтому в адаптационный период могут наблюдаться такие реакции, как: нарушения сна; уменьшение аппетита и, соответственно, снижение веса; восприимчивость к инфекциям, ослабление иммунитета (болеет чуть ли не каждую неделю); обострение хронических заболеваний, если таковые имеются; у некоторых начинают скакать температура тела (даже при отсутствии вирусов и инфекций) и давление, учащается сердечный ритм.Чтобы уменьшить стресс организма, родители должны: за 2-3 месяца до детского сада узнать режим дня и меню в группе, и дома максимально повторять их. Завтрак, обед и полдник устраивать в то же время, класть на дневной сон и будить в определённый момент. Каши, супы, компоты — ко всему этому нужно приучать заранее, иначе капризы по поводу еды будут выводить из себя всех вокруг. Психологическая Самая сложная — психологическая адаптация. Ребёнок толком не понимает, для чего ему каждое утро нужно идти в детский сад и прощаться с мамой. Большинству кажется, что их перестали любить и просто отдали, так как они больше не нужны маме и папе. На фоне такого расстройства начинается фобия, что их не заберут вечером, за ними не придут и они останутся одни. В результате все эти переживания могут вылиться в такие реакции, как: истеричность, нервозность, раздражительность, капризность; плаксивость — могут плакать даже без повода, не умея объяснить своё состояние); агрессивность (или ко всем, или только по отношению к родителям); апатия, равнодушие, безынициативность, вялость или же наоборот — чрезмерная возбуждённость; упрямство; постоянно плохое настроение.Рецепт лекарства в таких случаях только один — больше внимания и заботы + разъяснительные беседы, зачем вообще существует садик и почему в него так необходимо ходить каждый день. Социальная Для одних детей данный вид адаптации даже в какой-то степени выступает в роли помощника. Если они активные и общительные, в играх с другими забываются и не чувствуют одиночества и брошенности. Но большинство всё-таки теряется в таком потоке малышей. К каким последствиям следует быть готовыми: отказываются идти в садик, потому что «Марьиванна злая, а Вася игрушки отбирает»; перенятие у других девиантных паттернов поведения (начинают кусаться, плеваться, обзываться) и плохих слов; обострение чувства собственности и жадности, даже если до этого был добрым; формирование комплексов, занижение самооценки; уход в себя, появление аутических черт.В этом случае все силы следует бросить на развитие коммуникативных навыков. Возможно — записаться на несколько сеансов к психотерапевту. Групповые и семейные тренинги творят в этом плане настоящие чудеса. Когнитивная В садике ребёнка ждут развивающие занятия, с которыми он может не справляться. Причины — самые разные: невысокий IQ, физические дефекты, непонимание требований, отсутствие необходимых навыков и многое другое. В результате не получается элементарное: нарисовать солнышко, слепить цветок, выучить стихотворение. Из-за таких провалов реакции могут быть достаточно плачевными: регрессия навыков, полученных ранее: ребёнок, достаточно внятно говорящий, умеющий пользоваться ложкой и самостоятельно одеваться, ходить в горшок, отказывается воспроизводить подобные действия; снижение познавательного интереса: отказывается играть, заниматься, что-то делать, объясняя, что просто «не хочет».Если сложности вызвала именно когнитивная адаптация, родители не должны пускать на самотёк подобные реакции. Необходимо поговорить с воспитателем, психологом. Выяснить причины, почему так происходит. Работать над устранением выявленных факторов и возбуждением интереса к занятиям. Если запустить данные реакции на этом этапе, потом в школе возникнет масса проблем с усвоением учебного материала. Этапы Родители должны понимать, что адаптация ребёнка к условиям детского сада — процесс неоднородный. Вышеперечисленные реакции будут постепенно утихать (при правильно организованной психологической помощи). Они не исчезнут в один момент, как по щелчку. Психологи выделяют три основных этапа. I этап — острая фаза Все вышеописанные реакции проявляются во всей красе. Ребёнок не знает, как справиться с тем стрессом, который на него свалился. Соответственно, не может удержать контроль над эмоциями. Сдержанные сидят весь день в группе у окна и ждут маму с папой, а дома весь вечер напролёт плачут. Гиперактивные становятся настоящим испытанием для воспитателей: дерутся, отказываются есть и спать, нарушают дисциплину, не ходят на горшок, кричат. А потом ещё и перед родителями истерику устраивают. Длится около 1-1,5 недель (показатель усреднённый, зависящий от индивидуальных особенностей малыша). Заканчивается обычно заболеванием (простудой). II этап — умеренно острая фаза Начинается привыкание. Отрицательные реакции утихают. Организм приспосабливается к новым условиям жизни. Малыш становится уже не таким дёрганным, начинает общаться с другими детками, вовлекается в общегрупповые занятия, у него улучшается аппетит и нормализуется сон. Однако о полной стабилизации психоэмоционального фона мечтать пока рано. Весь скопившийся негатив выливается только в отдельные и редкие приступы истерики или агрессии. Продолжительность — 2-3 недели. Заканчивается часто «разговором по душам», в котором малыш демонстративно и снисходительно делает родителям «одолжение» и соглашается ходить в садик на добровольных началах. III этап — компенсированная фаза Наконец происходит полное вливание в коллектив, организм приспосабливается к новым условиям, психофизиологические реакции восстанавливаются до нормального состояния. Малыш ещё может поплакать утром или отказаться выполнять какое-то требование воспитателя, но такие моменты носят непостоянный характер и единичны. Продолжительность — 2-3 недели. Таким образом, сказать наверняка, сколько длится период адаптации к детскому саду, нельзя. Для малышей, более-менее подготовленных родителями к такому испытанию, при соответствующих условиях в ДУ (профессиональный воспитатель, хорошая кухня, интересные занятия, детки из благополучных семей) он может закончиться уже через 3-4 недели. Для других — затянуться на 3-4 месяца. Степени Так как все детки по-разному привыкают к детскому саду, психологи выделили 3 степени адаптации. Каждая из них характеризуется своими особенностями. Родители должны знать, какая из них у ребёнка, чтобы предпринять своевременные меры и помочь приспособиться без последствий для психики и физического здоровья. Лёгкая степень адаптации Привыкание длится примерно 3-4 недели. Как проходит: слёзы высыхают, как только заходит в группу; без страха подбегает к воспитателю, обнимается с ним, смотрит в глаза, улыбается; доверительно рассказывает, что произошло в садике; играет вместе со всеми; способен попросить о помощи; выполняет основные требования взрослых; истерики с каждым разом становятся всё тише, устраиваются реже; не отказывает кушать и спать со всеми, согласно распорядку.Всё, что нужно родителям в такой ситуации, — поддержать положительный настрой, разговаривать вечерами о произошедшем за день и интересоваться о поведении у воспитателя. Средняя Привыкание длится не менее 1,5-2 месяца. Как проходит: часто болеет; не отпускает утром родителя от себя, минут 10 после этого плачет в группе; отвлекается на игры и успокаивается; может немного грустить в течение дня (недолго); общается с ребятами и воспитателем, но без энтузиазма, постоянно спрашивает о маме с папой; неожиданно покидает игру, отходит в сторону, чтобы побыть одному; имеет избирательный круг друзей; придерживается большинства правил, выполняет требования, но иногда может допускать незначительные нарушения; может не съесть кашу на завтрак или просто лежать в тихий час и не спать; на все вопросы о том, как прошёл день, отвечает односложно, с преобладанием одной мысли, как он скучал.В такой ситуации мало будет одного разговора. Рекомендуется наглядно демонстрировать любовь, окружать заботой, больше времени проводить вместе (по вечерам, на выходных). Читать специальные книжки и играть в игры, способствующие улучшению адаптации в детском саду. Тяжёлая Привыкание длится более 2 месяцев. Верхнюю планку назвать невозможно, так как некоторые так и не адаптируются. Как проходит: при расставании с родителями утром истерит, плачет, вырывается, не хочет раздеваться и заходить в группу; после этого не может долго успокоиться, бегает то к дверям, то к окну, беспрестанно спрашивает, где мама и когда она придёт; не идёт на контакт ни с ровесниками, ни с воспитателями; если и участвует в играх, то только с истериками, приступами агрессии, никого не слушая и не воспринимая; отказывается есть и спать по расписанию; не обращает внимания на требования воспитателя, может заплакать или испугаться, когда ему сделают замечание.Дезадаптация может закончиться тем, что родителям придётся отказаться от посещения детского сада и записаться на приём к психотерапевту. Учитывая данные уровни, родители смогут оказать малышу посильную помощь в адаптации к детскому саду. Что влияет на адаптацию ребёнка в детском саду На степень и длительность привыкания оказывает влияние целый комплекс факторов. Возраст Все привыкли отдавать ребёнка в детский сад в 2-3 года. Кто-то умудряется и в 1,5 года, когда маме срочно надо выходить на работу. Однако заботливые и ответственные родители отлично понимают, что это — камень преткновения и предмет споров среди воспитателей, психологов и педиатров. Большинство специалистов считает, что именно от возраста зависит быстрота и лёгкость адаптации. Чаще всего называется 3-4 года, так как к этому времени ребёнок: испытывает потребность в общении с ровесниками, неосознанно требует социализации; после кризиса 3 лет становится более самостоятельным, слегка дистанцируется от родителей и уже не так к ним привязан, как в 2 года; достаточно хорошо разговаривает, чтобы сформулировать свою просьбу, мысль, вопрос (это облегчает общение и взаимодействие); понимает, что есть запреты, нарушать которые нельзя; овладевает всеми необходимыми для детского сада навыками самообслуживания.Чем младше ребёнок, тем тяжелее и дольше будет протекать адаптационный процесс, потому что: у него ещё слабый иммунитет и неокрепшая нервная система; слишком тесна связь с родителями, особенно — с мамой; повышена потребность во внимании и заботе, которые не может дать один воспитатель, работающий в группе из 25 человек; не все навыки полноценно освоены (кто-то не просится на горшок, другие не умеют орудовать ложкой, третьи вместо кофты надевает на руки штаны); для некоторых ещё не закончен лактационный период; ровесники воспринимаются как живые игрушки, а не как соратники по игре.
Скорость и быстрота адаптации к детскому саду также зависят от: профессионализма и личностных черт воспитателя; уровня и технической оснащённости детского сада (согласитесь: когда не хватает игрушек и воспитателю нечем заинтересовать своих подопечных, это затягивает адаптационный процесс); хорошей кухни; социального паспорта группы (дети разных национальностей, социального статуса, уровня развития); уровня социализации ребёнка; черт характера и типа нервной системы; его подготовки к детскому саду.Родителям приходится учитывать все эти факторы, так как каждый из них отыгрывает свою роль. Что нужно уметь Чтобы адаптировать ребёнка к детскому саду, его нужно научить определённым навыкам:
Этих умений и навыков вполне достаточно для адаптационного периода. Советы родителям Во-первых, есть отдельные рекомендации психолога родителям, как за 3-4 месяца подготовиться к детскому саду, чтобы адаптация прошла успешно:
Нельзя в подготовительный период: убегать родителям тайком, оставляя ребёнка с родственниками или друзьями: научите его нормально прощаться, чтобы он адекватно реагировал на то, что вам придётся расстаться на какое-то время; поощрять за каждое выполненное требование конфетами или исполнением желаний (иначе он будет ждать этого же от воспитателя); оставлять одного в квартире; показывать свои страхи и переживания насчёт предстоящей разлуки.Во-вторых, каждый уважающий себя детский сад заботится о том, чтобы ребёнок адаптировался как можно быстрее. Поэтому в группах, у воспитателей или заведующей есть памятка — информация для родителей, как они смогут ускорить данный процесс:
18 августа 2021 в 09:13
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.